Вряд ли можно указать конкретную дату появления маркировки. Например, еще в XVI веке при Иване Грозном, был построен город Свияжск. Под Обличьем, за месяц была срублена крепость. Затем она была помечена сверху донизу, разобрана, сплавлена вниз по волге и вновь собрана, по маркировке на бревнах.
Время шло… Маркировка развивалась в двух направлениях:
обязательная для потребителей, чтобы они понимали, что за товар они покупают;
добровольная для производителей и продавцов, для складского учета и движения товаров.
Появились новые технологии. В середине прошлого века были изобретены штриховой код, дата матрикс и радио метки. Сейчас практически все товары маркируются. Можно ли использовать эту маркировку в целях пресечения незаконного оборота товаров, борьбы с контра фактом и защиты потребителя от подделки. Ответ — нет. Любую маркировку можно подделать.
А вот дальше уже современная история. Новое, третье направление развития маркировки стало возможным благодаря цифровым технологиям и оно, в перспективе, заменит предыдущие два. Вот его первые проявления.
В России реализован эксперимент с маркировкой меховых изделий, с целью легализации рынка и борьбы с контра фактом. И маркировка оказалась действенным средством. Но главным результатом эксперимента, стали большие данные. Благодаря им, стало возможным увидеть реальную картину рынка. Фактически, образовался виртуальный склад всех маркированных товаров, в котором стало возможным проследить движение изделий онлайн. Это, как с современным заказом такси, вы можете увидеть его перемещение к месту заказа. “И зачем это?” – спросите вы. – “Контроль за бизнесом?”. Вовсе нет.
Давайте посмотрим, как это работает в случае с маркировкой лекарств. Представьте, что в каком-то регионе вспыхнула эпидемия. Теперь, имея виртуальный склад, можно оперативно переправить лекарства из соседних регионов. Вы можете найти аптеку с нужным лекарством. Истек срок годности лекарства или оно оказалось некачественным, можно моментальным, нажатием кнопки, вывести из оборота всю партию сразу по всей стране. К простой логистики перемещения, добавляются возможности оказания реальной медицинской помощи и профилактики заболеваний. Более того, контролёром становится сам покупатель. В данных, которые собираются при перемещении и продажи маркированных товаров, оказывается много полезной информации. Именно поэтому, пилотные проекты по маркировке оказались успешными, они открыли новые цифровые эффекты.
Наша короткая история про маркировку подошла к концу, но ее цифровая жизнь только начинается. Какие новые знания еще скрыты в этих цифрах? Готовы ли мы к ним? Будут ли они объективно полезны всем – государству, бизнесу, гражданам? Хотя конечно маркировка это просто
Старался)